|
Готический стиль в дизайне мебели, интерьере и архитектуре
Готика
как стиль в искусстве, архитектуре и интерьере зародилась на
севере Франции, в историческом районе Иль-де-Франс в 12ом
веке и просуществовала до 1520х годов. Название стилю дал Джорджо Вазари,
итальянский художник и архитектор, автор труда
"Жизнеописание", который он закончил в 1550 году. По сути
дела являясь автором первого монументального труда по
истории искусств, Вазари изучал шедевры Ренессанса и
все, что было сделано до этого, ему казалось дикостью.
Поэтому стиль им был назван "Готика", от итальянского слова
gotico,
что переводиться как "варварский"
Появление нового стиля стало возможно на фоне технических
и социальных изменений в обществе. Города стали развиваться,
росла численность городского населения. И если при
Романском стиле структура
поселения выглядела как укрепленный замок феодала с деревней
вокруг или около него, то для Готики это уже город
обнесенный стеной, с узкими улочками и сложными
взаимоотношениями внутри города. Существование на
ограниченной городской стеной площади приводит к тому, что
дома становятся выше. Типичное здание имеет на первом этаже
лавки и мастерские, над ними располагаются жилые комнаты.
Также стоит отметить появление цеховой структуры в ремесле.
Объединение ремесленников в цеха способствовало более
органичному развитию ремесла, хотя и тормозило развитие.
Цеховая иерархия была консервативна, согласно цеховому
уставу только мастер мог делать открытия и решать, чему,
когда и как учить
подмастерье. Подписывать свои работы и
произведения было не принято, поэтому
до наших дней не дошло имен архитекторов, скульпторов и
художников. На фоне всех этих
преобразований начинает развиваться Готический стиль.
|
|
|
По сути своей
Готический стиль, также как и
Романский стиль, состоит на службе
церкви, он проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей,
монастырей. Также известны постройки домов в Готическом
стиле, в основном общественного назначения. Архитектура
Готики получает новую, каркасную структуру. Здания тянутся
вверх, становятся зрительно более легкими. Появляется
богатое архитектурное внутреннее и наружное оформление.
Основным архитектурным элементом становятся стрельчатые арки
и окна. Сплошные своды заменила система сложных реберных
перекрытий с вынесенными наружу контрфорсами с аркбутанами.
Часто в том месте, где аркбутан соединялся с контрфорсом
ставили небольшие декоративные башенки, называемые пинакль.
Внутри здания ребра (нервюры), образующие свод, опирались на
колонны. Позже, с развитием стиля, реберные своды
становились сложней, пройдя эволюцию от простого
стрельчатого до веерного свода. Орнамент в отделке в
основном с геометрическим рисунком, основная фигура - круг.
Рисунок образовывается из нескольких кругов, с усеченными общими плоскостями в точке их пересечения.
Уменьшение общей площади стен и увеличение площади окон, за
счет каркасной конструкции, привело к тому, что широкое
распространение в отделке церквей получили витражи.
Тематика изображений на витражах религиозного характера,
широко применяется цветное стекло. Скульптура Готического стиля также состоит на службе церкви,
в основном она украшает наружные стены. Следуя общей
стилевой тенденции Готики скульптура устремлена ввысь, что
подчеркивают вытянутые
вверх пропорции. Позы, жесты и построение композиции
становиться динамичным, что отличает скульптуру Готики от
монументальной торжественности Романского стиля.
Последний, заключительный этап развития Готики называется
"Интернациональная Готика". Он более яркий в цветовом
отношении, причем произведения искусства посвящаются уже не
только религиозной теме и церкви, но и по нарастающей
увеличивается
количество заказов на произведения светской тематики. Позже
это станет отправной точкой для смены господствующего стиля
от Готики к Ренессансу.
|
|
|